О русском языке и нравственностиЯзык, как живой организм – очень тонко чувствует малейшие изменения вокруг, поэтому он всегда является хорошим показателем духовного и морального здоровья нации. Если размышлять о важности языковой культуры для человека, то легко заметить, насколько сильно она связана с нравственностью. И это понимали многие поколения. Вспоминаются слова А. А. Ахматовой: «… и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!», после которых становится стыдно за современное положение дел. Собственно, что мы имеем? Включаешь телевизор – злословие и склоки. Берёшь в руки современную книгу – лишённые смысла фантазии и сквернословие. А если учесть, что современное искусство – это отражение нашего внутреннего мира и образа жизни, то есть серьёзный повод призадуматься…

“В языке утеряна истинная семантика слов,
значение которых каждый трактует как хочет”.
Дарио Салас Соммэр, философ

О русском языке и нравственностиРусский язык – это величайший синтез глубины, красоты и значительности. Но почему получается так, что у современного человека он теряет свои достоинства и становится поверхностным и откровенно однообразным? О чём стоит задуматься каждому из нас?
Язык, как живой организм – очень тонко чувствует малейшие изменения вокруг, поэтому он всегда является хорошим показателем духовного и морального здоровья нации.

Если размышлять о важности языковой культуры для человека, то легко заметить, насколько сильно она связана с нравственностью. И это понимали многие поколения. Вспоминаются слова А. А. Ахматовой: «… и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!», после которых становится стыдно за современное положение дел. Собственно, что мы имеем? Включаешь телевизор – злословие и склоки. Берёшь в руки современную книгу – лишённые смысла фантазии и сквернословие. А если учесть, что современное искусство – это отражение нашего внутреннего мира и образа жизни, то есть серьёзный повод призадуматься. Некоторые люди, конечно, говорят, что использование ругательств – это способ освободить себя от накопившейся отрицательной энергии. Но, похоже, ими забывается тот факт, что, выплеснувшись, эта самая энергия начинает распространяться повсюду, отравляя окружающее пространство хуже автомобилей. Ведь если вспомнить об исследованиях учёного Масару Эмото, то даже качество воды портится там, где произносятся негативные слова.

Кроме этого надо быть честными и признаться, что не только сквернословие портит нашу речь. Лишённая глубокого смысла информация, которую мы бездумно поглощаем, постепенно искажает смысловое содержание нашего языка, затирая суть важнейших слов и лишая их истинного значения.

Например, как часто в последнее время вы слышите о добродетели? Это слово ещё осталось в книгах и нашей памяти, но похоже его значение постепенно забывается. Но уходит ли в небытие и само понятие? Добродетель – уходит? Нет, но её определение постепенно искажается и размывается. И в результате, вместо того, чтобы рассказать о добродетели какого-либо человека, мы говорим о его достоинствах. Перечисляем их, как достоинства денежных купюр.

Но достоинство – это всего лишь составляющая добродетели, грань характера. А человек, например, может быть добрым, но слабым. Сильный человек может быть нечестным. Честный человек может быть трусливым. Храбрый человек может быть ленивым. Но когда человек живёт, руководствуясь законами морали, и сохраняет достоинство во всём, то это и есть добродетель – постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Или ещё один пример – зайдя в любую социальную сеть можно увидеть много слов с неправильным написанием или просто что-то вроде набора букв. К сожалению, все подобные сокращения и склонность к примитивной русификации паттернов из иностранных языков настолько выхолащивают и уродуют глубокий смысл наших традиционных слов, что человек, предпочитающий разумный диалог, перестаёт видеть смысл в подобном общении.

С упрощением и искажением языка наступает атрофия осознания сути произносимых словосочетаний, а через это и упрощение нашего внутреннего мира. Человек всё больше отходит от глубокого индивидуального местоимения «Я» и начинает жить бессознательной коллективной жизнью «мы», руководствуясь логикой «раз все говорят подобным образом, то и я буду». Но обратите внимание, что коллективная духовная бедность не приводит к тому, чтобы, объединившись в группы по интересам, люди начали думать и заботиться друг о друге. Напротив, большинство стремится извлечь выгоду только для себя, совсем не думая об интересах окружающих. Люди теряют интерес к порядочности и искренности. Для многих любовь превратилась в красивую, но инфантильную и уже неактуальную сказку. Человек одинок, хотя он может общаться с несколькими сотнями людей, которые именуются друзьями. Правда, многие из них существуют только на мониторах бездушных компьютеров.

Вы никогда не замечали, что с тех пор, как люди отказались от глубоких размышлений, у них стал угасать интерес как к незыблемым человеческим ценностям, так и к точными красивым речевым оборотам? Интересно, что в нашей жизни всё взаимосвязано. И в итоге мы видим, как недостаток времени для самоанализа порождает недостаток нравственности, а вряд ли можно отыскать что-то ещё хуже этого, – когда некогда быть человечным, некогда быть милосердным.

Но если человек заинтересован в собственном индивидуальном развитии, старается сделать своё поведение и свои мысли сознательными, то ему необходимо следить и за чистотой своей речи. Обращая на это внимание, легко убедиться в правдивости слов Григория Померанца: «Мы всё ещё незаконченные люди. Процесс сотворения человека ещё продолжается. Человек ещё творится. И чтобы он сотворился, нам нужны большие внутренние усилия».

Увы, но эти самые усилия привлекают лишь единицы, всех остальных почему-то устраивает то, какими они являются, и портрет для представителей человечества выходит соответствующий. Максим Горький в пьесе «На дне» словами одного из героев подмечает: «Человек – это звучит гордо». Но может ли зародиться гордость за того, кто не вникает в смысл слов, которые произносит?

Есть известная фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В нашем случае её можно было бы несколько видоизменить: «Расскажи мне, о чём и как ты говоришь, и я скажу, какой ты».

Обнищание нашей культуры привело к безответственному использованию слова. Оно перестало быть чем-то ценным и важным. Мы забываем язык Толстого и Тургенева. Нам всё сложнее читать Пришвина и Чехова. Мы теряем понимание лучших литературных примеров и приобретаем негативный опыт поглощения текстового суррогата. Мы разбрасываемся словами, как семенами генномодифицированных сорняков, которых вырастает всё больше и больше. И в результате сказать сегодня: «Я тебя люблю» – для многих уже то же самое, что воскликнуть: «Я хочу есть». Слово «родина» больше не вызывает тёплых откликов в груди. Глубина и смысл слов отошли на задний план и стали ненужными.

Что же делать?

1. Читать, читать и ещё раз читать хорошую литературу. Хотя бы по несколько страниц в день. Читайте произведения гениальных классиков, чтобы приобщаться к нравственной культуре и овладевать силой слова. Читайте хорошую современную литературу, посвящённую нравственности и морали, рекомендуйте её своим друзьям. Размышляйте на эти темы, чтобы напитать разум и речь смыслом. В этой связи хочется посоветовать замечательную книгу философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века», в которой он раскрывает значение индивидуального сознания для человека и даёт четкое представление о морали, как о философии жизни, которая применима к каждому из нас. В этой книге он обращает наше внимание, что мы не живём, как подобает истинным людям, и предлагает жить на основе нравственной чистоты и совершенствования сознания. Интересно, что в этой книге также очень верно подмечено, что “Из-за семантических неточностей языка в нашем разуме накапливаются различные ошибки, которые со временем превращаются в незыблемую основу культуры. Поэтому, когда люди с ясным сознанием в поисках истины хотят углубить систему взглядов, их подвергают гонениям и преследованиям за «преступление», состоящее в том, что они мыслят иначе, то есть более глубоко”.

2. Осознавайте себя человеком разумным и следуйте законам морали. Нельзя приобщаться к высоким материям, а через мгновение сквернословить. Стремитесь использовать время для того, чтобы самостоятельно размышлять. Старайтесь быть добродетельными и в поступках и в мыслях, – помните, что они влияют на окружающих и могут сделать мир лучше.

3. Окружайте себя людьми, которые ценят нравственность и слово. С такими людьми складываются особенные диалоги, которым подчас мало места в нашей, нашпигованной суетой, жизни. Наслаждайтесь временем, которое вы посвящаете разговору на вечные темы, рассуждениям о морали и смысле жизни, добре и зле, используйте время, чтобы задуматься о самом себе, останавливаясь на тех недостатках, которые можно было бы исправить.

Конечно, можно ещё много рассуждать о добродетели, и о том, что язык человека демонстрирует его внутреннее богатство. Однако иногда стоит остановиться и помолчать, чтобы каждый задумался о том, кто он есть на самом деле и кем он хочет быть. Лучшим другом здесь будет тишина.

В.И.Азаров